Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н.




Скачать 241.56 Kb.
НазваниеПрограмма по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н.
Дата публикации06.10.2014
Размер241.56 Kb.
ТипПрограмма
sport-reporter.ru > Химия > Программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса химии на ступени основного общего образования выделено 138 час.: в 8 классе рассчитана на 36 учебные недели – 72 час. (2 часа в неделю), в 9 классе – 34 учебные недели (2 часа в неделю)

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н.Н.Гара, М., Просвещение 2011 г. с учетом БУП (2004г.), федерального компонента государственного стандарта (2004г.), обязательного минимума содержания основных образовательных программ.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного отношения к ней.

Изучение химии в основной школе направлено:

• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, о химической символике;

• на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляют атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности химических методов исследования живой и неживой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию химической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• развитию умения открыто выражать и аргyментированно отстаивать свою точку зрения.
Программа по химии составлена для среднего образовательного учреждения и раскрывает содержание химического материала в 8 – 9 классах. Программа включает в себя: - тематический план, перечни лабораторных, практических и контрольных работ, требования к уровню подготовки выпускников, критерии и нормы оценивания знаний учащегося, национально – региональный компонент и календарно – тематическое планирование.

По сравнению с примерной программой внесены следующие изменения. В 8 классе за счет резервного времени увеличено число часов по теме «Вода. Растворы» с 6 до 7 часов, «Основные классы неорганических соединений» с 9 до 11 часов. Тема «Строение вещества. Химическая связь» уменьшено с 10 до 9 часов в связи с тем, что количественное отношение в химии перенесены в раздел 1, т.к. в данной теме рассматриваются газовые законы, что логичнее изучать после изучения газов кислорода и водорода. В 9 классе за счет включения темы «Обзор органических веществ» (7 час) исключены темы «Классификация химических реакций», «Галогены». Вопросы, изучаемые в этих темах, включены в другие темы (галогены изучаются в курсе 8 класса, а химические реакции в теме «Неметаллы») число часов на которые увеличено.

На уроках используется объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения. Типы учебных занятий: изучение нового материала и комплексного применения знаний, обобщения и систематизация знаний и умений и контроля знаний.

Формы занятий: уроки, лабораторные практические и контрольные работы.

Используются приемы технологии критического мышления, модульной, проектной технологий. Для тематического контроля знаний выбраны все основные темы. Тематический контроль осуществляется в виде проверочных и тестовых работ.

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс». Перечисленные учебники и учебные пособия к ним выпущены издательским центром Просвещение.

Тематическое планирование




Наименование разделов, тем.

Год обучения ( класс)

Кол-во

часов

Лабораторные, практические и контрольные работы



1.

8 класс
Раздел 1. Основные понятия химии


51


1.1.

Предмет химии

7

Л.о – 4 ; П.р. – 2.

1.2.

Первоначальные химические понятия

15

Л.о. – 1 ; К.р. 1

1.3.

Кислород

5

Л.о – 1 ; П.р. – 1.

1.4.

Водород

3

П.р. – 1

1.5.

Количественные отношения в химии

3

Л.о. – 2; П.р. – 1; К.р. - 1

1.6.

Вода. Растворы.

7




1.7.

Основные классы неорганических соединений

11

П.р. - 1 ; Л.о. – 4 ; К.р. 1

2.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Химическая связь. Строение вещества.

19




2.1.

Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома.

10

П.р. 1, Л.о. - 1

2.2.

Химическая связь. Строение вещества.

11

К.р. – 1




Итого:

72

Л.о. – 13 , П.р. – 7, К.р. – 4




1.

9 класс
Повторение


2


2.

Раздел 1. Химические реакции в водных растворах

12

Л.о. – 2; П.р. – 1; К.р. - 1

3.

Раздел 2. Многообразие веществ.

54




3.1.

Кислород. Сера.

12

Л.о. – 4; П.р. – 1; К.р. - 1

3.2.

Азот и фосфор.

10

Л.о. – 2; П.р. – 1;

3.3.

Углерод и кремний

10

Л.о. – 1; П.р. – 1; К.р. - 1

3.4.

Металлы

15

Л.о. – 3; П.р. – 1; К.р. – 1

3.5.

Краткий обзор органических веществ

7

Л.о. – 3




Итого:

68

Л.о. – 15 , П.р. – 5, К.р. – 4



Перечень лабораторных и практических работ.
Х и м и я - 8 класс.
Практическая работа № 1 – «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

№ 2 – « Очистка загрязненной поваренной соли»

№ 3 – «Получение кислорода и изучение его свойств»

№ 4 – «Получение водорода»

№ 5 – «Приготовление растворов с заданной концентрацией»

№ 6 – «Исследование свойств кислот, оксидов, оснований»

№ 7 – «Изучение кислотно-основных свойств гидроксидов»
Лабораторные опыты № 1 – «Описание физических свойств веществ»

№ 2 – «Разделение смесей»

№ 3 – «Физические и химические явления»

№ 4 – « Химические реакции и их признаки»

№ 5 – «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ»

№ 6 – «Ознакомление с образцами оксидов»

№ 7 – « Химические свойства воды»

№ 8 – «Испытание веществ на растворимость»

№ 9 – «Свойства оксидов»

№ 10 - «Химические свойства оснований»

№ 11 – «Химические свойства кислот»

№ 12 – «Химические свойства солей»

№ 13 – «Доказательство амфотерности гидроксида алюминия»

Х и м и я – 9 класс.
Практическая работа № 1 – «Экспериментальное решение задач по теме

«Электролитическая диссоциация»

№ 2 – «Решение экспериментальных задач по теме «Серокислород»

№ 3 – «Получение аммиака и опыты с ним»

№ 4 – «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

Распознавание карбонатов»

№ 5 – «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Лабораторные опыты № 1 – «Работа с индикаторами. Реакции обмена между растворами

электролитов»

№ 2 – «Испытание индикатором растворов различных солей»

№ 3 – «Качественная реакция на сульфиды»

№ 4 – «Распознавание сульфитов»

№ 5 – «Опыты, выясняющие зависимость скорости от различных

факторов»

№ 6 – «Химические свойства серной кислоты. Распознавание

сульфатов»

№ 7 – «Свойства солей аммония»

№ 8 – «Качественная реакция на фосфаты»

№ 9 – «Свойства солей угольной кислоты»

№ 10 – «Взаимодействие гидроксида натрия с растворами кислот и

солей»

№ 11 – «Получение и исследование свойств гидроксида алюминия

(III)

№ 12 - «Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II)

и железа (III) .

№ 13 – «Сборка шаростержневых моделей углеводорода»

№ 14 – «Горение спирта. Свойства уксусной кислоты»

№ 15 – «Качественная реакция на глюкозу»

Содержание учебного предмета
Методы познания веществ и химических явлений

Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Вещество

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды..

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Химическая реакция

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Элементарные основы неорганической химии

Положение неметаллов в ПСХЭ. Общие свойства неметаллов. Простые вещества неметаллы, их физические и химические свойства, получение. Аллотропия неметаллов. Высшие водородные и кислородные соединения неметаллов, периодические изменения их свойств.

Подгруппа кислорода. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы, ее применение. Сероводород как восстановитель. Качественная реакция на сульфид-ион.

Оксид серы (VI) и серная кислота. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион.

Подгруппа азота. Закономерности изменения свойств атомов элементов в подгруппе и их простых веществ. Азот, его свойства. Аммиак. Способы получения аммиака. Свойства аммиака. Соли аммония. Применение аммиака и солей аммония.

Азотная кислота и ее свойства. Взаимодействие азотной кислоты с металлами. Нитраты. Селитры . Качественная реакция на нитраты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. Соединения фосфора с водородом и кислородом. Соли фосфорной кислоты. Минеральные удобрения. Классификация удобрений. Экология удобрений.

Подгруппа углерода. Углерод, его свойства. Аллотропия углерода. Адсорбция. Соединения углерода: оксиды (II ) и (IV). Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Соединения кремния: оксид кремния (IV), кремниевая кислота. Силикатная промышленность.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе элементов и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе элементов и строение атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II), и железа (III).

Первоначальные представления об органических веществах

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Экспериментальные основы химии

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Химия и жизнь

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

природные источники углеводородов. нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. бытовая химическая грамотность.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен:

знать/понимать:

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.

Оценка знаний и умений учащихся.
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный.

Отметка «4» - ответ полный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2 – 3 несущественной ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1» - ответа нет.
ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
«5» - работа выполнена полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно – трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы)

«4» - работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

«3» - работа выполнена правильно нем менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

«2» - допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

«1» - работа не выполнена.
Оценка ставится на основании наблюдений за учащимся и письменного отчета за работу.
ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
«5» - план решения составлен правильно, правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

«4» - план решения составлен правильно, правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущено 2 несущественные ошибки в объяснении и выводах.

«3» - план решения составлен правильно, правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

«2» - допущены 2 и более ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснениях и выводах.

«1» - задача не решена.
ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
«5» - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

«4» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более 2 существенных ошибок.

«3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

«2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

«1» - отсутствие ответа на задания.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
«5» - ответ полный, правильный, возможна несущественная ошибка.

«4» - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

«3» - работа выполнена не более чем наполовину, допущена одна существенная и при этом две-три несущественные ошибки.

«2» - работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

«1» - работа не выполнена.


ОЦЕНИВАНИЕ ТЕСТОВ
«5» - 90 – 100 %

«4» - 80 – 89 %

«3» - 60 – 79 %

«2» < 59 %

Список литературы

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии. М.Дрофа.

  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 кл. М.«Просвещение», 2011 г.

  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9 кл. М.«Просвещение», 2011 г.

  4. Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки по химии», Москва «Вако», 2007г.

  5. Рябов М.А. «Сборник задач и упражнений по химии», М. «Экзамен», 2010 г.

  6. Гара Н.Н. Химия. Задачник с «помощником».

  7. Я иду на урок химии. Книга для учителя. Москва. «Первое сентября».

  8. Зуева М.В.. Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. Методическое пособие. М.Дрофа.

  9. Стандарт основного общего образования по химии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 – 9 классы

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно – молекулярных представлений)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистипляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Озон. Получение и применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Зашита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород как восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Получение, применение.

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Вода как растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворённого вещества.

Оксиды. Состав. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов. Применение.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома

Первоначальные представления о естественных семействах химических элементов. Естественное семейство щелочных металлов. Изменение физических свойств щелочных металлов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности щелочных металлов в реакциях с кислородом и водой.

Галогены - самые активные неметаллы. Изменение физических свойств галогенов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности галогенов в реакциях с водородом и металлами. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их солей.

Основания классификации химических элементов Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно- научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового (атомного) элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Ядерная (планетарная) модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов 1- 3 периодов.

Современная формулировка периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Раздел 3. Строение вещества

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Раздел 4. Многообразие химических реакций

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление с точки зрения изменения степеней окисления атомов.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Раздел 5. Многообразие веществ

Естественные семейства химических элементов.

Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислородсодержащих кислот, образованных неметаллами 2 – 3 периодов.

Положение галогенов в периодической системе элементов и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Применение галогенов. Хлороводород. Получение. Физические свойства. Соляная кислота и её соли. Распознавание хлоридов, бромидов и иодидов.

Положение кислорода и серы в периодической системе элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (II). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Положение азота и фосфора в периодической системе элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение и применение. Соли аммония. Оксид азота (II) и оксид азота (IV). Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Положение углерода и кремния в периодической системе элементов, строение их атомов. Углерод, его аллотропные модификации, физические и химические свойства. Угарный газ, его свойства и физиологическое действие. Углекислый газ, угольная кислота и её соли. Живой мир - мир углерода. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений) металлов.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе элементов и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе элементов и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н. iconРабочая программа по учебному предмету «Химия»
«Химия», 8 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной...

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н. iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе : Примерной...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы М. З. Биболетовой,...

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н. iconРабочая программа по природоведению для 5-го класса составлена на...
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса составлена на основе Примерной

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н. iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Химия»
Химия», 11 класс составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной...

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н. iconСкороспелов А. И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль,...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государст­венного стандарта общего образования, примерной...

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н. iconРабочая программа по учебной дисциплине «физическая культура»
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта (II) начального общего образования,...

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н. iconРабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта (II) начального общего образования,...

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н. iconРабочая программа по предмету «Английский язык» 6 класс
Рабочая программа предмету «Английский язык» для 6 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта основного общего...

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н. iconРабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного...

Программа по химии составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии (2004г.), примерной рабочей программы Н. iconРабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре для 6-го класса разработана на основе примерной программы государственного стандарта основного...


Спорт


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015

контакты
sport-reporter.ru
sport-reporter.ruПоиск