Задачами




Скачать 107,42 Kb.
НазваниеЗадачами
Дата публикации06.10.2014
Размер107,42 Kb.
ТипЗадача
sport-reporter.ru > Информатика > Задача
Использование информационных технологий при обучении химии.

Королева Лариса Владимировна,

Город Томск, МАОУ СОШ №40, учитель химии, E-mail: korolyova@sibmail.com
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения информационных технологии для организации урочной и внеурочной деятельности по химии.

Ключевые слова: слайд-фильм, виртуальная лаборатория, интернет-тренажёр, метод проектов, мини-энциклопедии, дистанционное обучение.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования должно обеспечиваться через формирование универсальных учебных действий - умение учится, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Поэтому современная школа должна отвечать требованиям, которые предъявляет ей современное общество: максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования ученика и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, коммуникабельную и мобильную личность, способную самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального решения; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Для достижения данной цели, на мой взгляд, современный учитель должен стремиться использовать различные методики, комбинируя, меняя и преобразовывая, ибо ничего в мире нет универсального.

Сегодня уже трудно представить образовательное пространство без современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. В традиционную схему «ученик-учитель» влилось новое звено – компьютер. Применяя компьютерные технологии на уроке, я заметила, как ученик меняет свою пассивную роль в обучении (принятую традиционной школой) на активную (выдвигаемую современной школой). Моя роль, как учителя, при этом становится менее заметной, переходит к роли учителя – консультанта, рецензента, что даёт возможность учащимся самостоятельно развивать свои индивидуальные и личностные способности.

На мой взгляд, основными задачами, данной технологии являются:

  • Улучшение качества знаний обучающихся по химии;

  • Снятие психологического барьера у обучающихся к изучению химии;

  • Совершенствование коммуникативных навыков;

  • Повышение мотивации к изучению химии;

  • Использовать возможность проектной деятельности.

Конечно, многое зависит от оснащенности кабинета химии техническими средствами обучения. Кабинет химии, в котором я работаю, оснащён: интерактивной доской Prometey (программа Notebook), совмещённой с мультимедийным проектором и компьютером, без выхода в Интернет (по необходимости использую модем).

Использование мною направления IT в учебном и воспитательном процессе можно представить в двух направлениях: уроки химии и внеурочная деятельность.

Использование КТ на уроках химии содержит основные блоки:

  1. Мультимедийные сценарии уроков. Создание с помощью программы Power Point презентаций учебного курса с использованием порядочного набора слайдов, позволяющего графически прокомментировать лекционный материал. При этом обеспечивается покадровая подача материала, поддержка технологий вставки и внедрения объектов (рисунков, видео, аудио, диаграмм, формул и др.), поддержка технологии гиперссылок, анимация любого элемента.

Опыт показывает, что компьютерные слайд - фильмы по сравнению с другими средствами обучения обладают следующими преимуществами:

  • содержит ёмкий материал в компактной форе, что позволяет обучающимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;

  • позволяет сделать занятие более динамичным;

  • даёт возможность ученикам, пропустившим занятия, самостоятельно ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера;

  • представляет собой открытую систему, что даёт возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нём информацию;

  • позволяет демонстрировать материал одновременно всем обучающимся;

  • удобен в использовании и хранении.

Применение компьютерных презентаций я практикую на уроках по введению нового материала и на уроках по обобщению и систематизации пройденного материала.

  1. Компьютерные демонстрации. Для демонстрации я использую несколько типов материалов:

  • Применение на уроках готовых компьютерных программ: Органическая химия 10-11 класс; Химия общая и неорганическая 10-11 класс – Образовательная коллекция 1С. 2002 г. Лаборатория систем мультимедиа. Мар.ТГУ; Химия 8 класс.- Мультимедийное приложение к УМК «Химия. 8класс» - Электронное учебное издание, Дрофа, 2006г; Электронные уроки и тесты «Химия в школе».

  • Материалы сети Интернет (короткие видеофильмы и анимации различных химических и физических явлений).

  • Компьютерные модели, которые позволяют управлять поведением объектов (атомов, ионов, молекул и т.д) на экране компьютера.

  1. Виртуальная лаборатория. Химия – наука экспериментальная. Изучение химии трудно представить без практических и лабораторных работ. Но, к большому сожалению, школьная химическая лаборатория не всегда позволяет провести программные практические работы. На помощь приходит виртуальная лаборатория, которая позволяет демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно. Например, при изучении электрохимической коррозии учащиеся в течение нескольких минут могут рассмотреть механизм этого медленного процесса, проанализировать и сделать соответствующие выводы.

  2. Проверка знаний. Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов я использую:

  • мультимедийные презентации, которые могут содержать вопросы-задачи

  • компьютерные тесты

Использую тесты, созданные мной по основным темам курса химии для 8-9 классов, в тестовой оболочке «Super test». Совместно с кафедрой информационных технологий и учащимися 11Б класса, информационно-технологического, в 2010г. создали тестирующие программы 8 класса по темам: «Основные химические понятия»; «Электролитическая диссоциация» в среде электронных таблиц Excel. Программа была апробирована и показала, что применение компьютерных тестов позволяет значительно экономить время, результаты проверки получаются более объективные, позволяющими проанализировать степень усвоения знаний учащихся, а также повышает мотивацию за счёт новизны деятельности.

  • интернет – тренажеры, которые позволяют обучающимся самостоятельно подготовится к контрольному тестированию; определить уровень подготовки; эффективно использовать варианты тестов, структура которых соответствует содержанию государственных образовательных стандартов; быстро получить необходимые теоретические сведения, разъяснения к каждому тестовому заданию. Особенно рекомендованы тренажёры для подготовки к ЕГЭ. Применение Интернет-тренажёров, это одна из форм дистанционного обучения.

Не всегда, проводя урок, можно увидеть творческий потенциал ученика. Все способности, старания школьника можно хорошо увидеть и развить во внеурочной деятельности, поэтому данному виду работы я уделяю очень много времени. Интерес к внеурочной деятельности я создала через внедрение метода проектов, в основе которого лежит развитие познавательных, поисковых и исследовательских навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникативных качеств, умение самостоятельно оперировать своими знаниями, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, а также умение ориентироваться в информационном пространстве.

В своей практике я предлагаю проекты по виду деятельности:

  1. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры. Это могут быть компьютерные презентации, которые являются своего рода «мини энциклопедиями» по выбранной теме, и могут использоваться при проведении уроков или элективных курсов, электронный доклад, тематический кроссворд, анимации в программе Flesh («Ядерная реакция», «Электролиз» и т.д.), альбом с химическими загадками и ребусами, буклет с пословицами, поговорками, стихами на химическую тему в программе Microsoft Publisher.

В старших классах требования к содержанию проекта более высокие. Они должны быть интегрированными, сопровождаться расчетами, диаграммами, компьютерными презентациями. Большинство старшеклассников выбирают тематику творческих проектов, близкую их профессиональным предпочтениям: «Экология города Томска» (фото-проект), «Химия в криминалистике», « Широко распространяет Химия руки свои в дела человеческие»; «Фейерверки» и т.д.

  1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Использование информационных технологий создаёт самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Учащимся 7 кл, я предлагаю простые исследовательские проекты, основанные на домашнем эксперименте: « Скорость расходования кислорода во время горения свечи»; «Диффузия перманганата калия в воде и желатине»; « Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ» и т.д. Ребята 8-9 кл, с удовольствием выполняют исследовательские проекты, чаще всего групповые. Обязательным условием является наличие теоретической части, практической части, общие выводы из наблюдений и рекомендации. Наиболее популярны среди моих учеников следующие темы проектов: «Изучение содержания соединений железа в различных соках»,; «Определение витамина С в различных соках», «Обнаружение крахмала в чипсах», «Влияние шоколада на умственную деятельность»; «Жевать или не жевать?».

Результаты исследовательских проектов, как правило, оформляются в виде докладов, статей, презентаций, Web-сайта. Так как проектная деятельность детей является творческой, то обязательно присутствует конечный этап творческой деятельности - реализация продукта на образовательных форумах разного уровня.

В настоящее время обучающиеся 11 класса, естественно-научного профиля, работают над проектом «Мы готовимся к ЕГЭ по химии». Ребята разбились на группы, распределили между собой темы по кодификатору, задания уровня А,Б,С. Каждая группа должна приготовить презентацию по теории на выбранную тему, вопросы на повторение, составить тест из трёх вариантов с решениями, выступить перед одноклассниками. При работе над данным проектом используем один из «продвинутых» активных методов обучения – case-stady.

Организация образовательного процесса видоизменяется и перестаёт быть только классно-урочной. Сегодня сделана огромная ставка на дистанционную форму обучения, которую специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Одной из целей дистанционного обучения является создание систем массового непрерывного самообучения и всеобщего обмена информацией. Всё это позволит:

  • ликвидировать учащимися пробелов в знаниях, умениях по определённым предметам школьного цикла;

  • организовать учебный процесс с учащимися, выбравших обучение по системе экстернат и не имеющих возможности посещать школу по разным причинам;

  • углубленное изучение тем, разделов из школьной программы или вне школьного курса;

  • подготовка школьника по отдельным учебным предметам к сдаче ЕГЭ.

Чтобы достичь в данной технологии высоких результатов и быть компетентным, необходимо непрерывное образование, т.е. прохождение курсов и семинаров.

В 2009 г. прошла обучение по курсам Microsoft «Партнёрство в образовании» на базе учебного центра Microsoft «Академия учителей».

В 2012 г. участвовала в семинаре «Непрерывное информационное образование» по теме «Новая информационно-образовательная среда по химии», издательство «Бином».

В 2012-2013 г. являюсь участником экспериментальной площадки «Проектирование организационно-методической системы дистанционной поддержки образовательного процесса через внеурочные формы деятельности в условиях введения ФГОС» и прошла обучение на семинарах: «Особенности организации дистанционной поддержки учебного процесса на основе кейс-технологий», «Образовательные возможности Wiki-среды при организации проектно-исследовательской деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС», «Методические и технологические аспекты организации образовательного процесса в СДО Moodle».

С 2012 г. являюсь участником проекта «Технологии подготовки обучающихся к участию в дистанционных олимпиадах и проектах» в рамках международной программы Intel «Обучение для будущего». Так же являюсь разработчиком заданий по химии для «Всероссийской дистанционной предметной олимпиады школьников»

На сайте http://planeta.tspu.ru неоднократно я и мои ученики участвуем дистанционно в различных образовательных событиях:

  • 2009г.- диплом за 2 место во II Эвристической олимпиаде школьников.

  • 2010г.– диплома 2 степени во Всероссийском Фестивале IT – проектов за реферат «Химия и живопись» (http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1;=853&ur2;=1060)

  • 2010г. – диплом 2 степени в III региональном конкурсе школьных Интернет-проектов «Химия настоящего и будущего», за проект ««Шоколад»

  • 2011г. – диплом за 3 место во всероссийском дистанционном конкурсе ученических рефератов «Кругозор», за разработку реферата «Что за чудо этот чай».

  • 2011г. – диплом за 2 место во Всероссийской дистанционной олимпиаде эвристической направленности «Эврика».

Уже несколько лет мои ученики принимают активное участие и показывают хорошие результаты в дистанционной Международной олимпиаде по основам наук.

Убеждена, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием ИКТ помогает моим ученикам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности.

Итак, подводя итоги, можно смело утверждать, что применение новых образовательных технологий, осуществляемый с помощью IT - технологии, выгодно отличается от традиционной образовательной системы, позволяет повысить мотивацию обучения и познавательную активность обучающихся, улучшить качество их знаний по предмету.

Литература:

  1. Барышникова М.Ю., Корелова Е.И. Информационные технологии для учителя предметника. – Федерация интернет образования, 2003.

  2. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. -М.: 5 за знания, 2008 (Методическая библиотека).

  3. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высш. образ. в России, № 3, 1994г

  4. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm

  5. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm

  6. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm

  7. Ревкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии.- Волгоград: Учитель, 2013.

  8. Хуторский А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачами iconЗадачами проведения Соревнования являются
И. о заместителя начальника Управления по развитию физической культуры, спорта и туризма Администрации города Екатеринбурга

Задачами iconЗадачами проведения Соревнования являются
И. о заместителя начальника Управления по развитию физической культуры, спорта и туризма Администрации города Екатеринбурга

Задачами iconЗадачами проведения Соревнования являются
И. о заместителя начальника Управления по развитию физической культуры, спорта и туризма Администрации города Екатеринбурга

Задачами iconЗадачами проведения Соревнований являются
И. о заместителя начальника Управления по развитию физической культуры, спорта и туризма Администрации города Екатеринбурга

Задачами iconЗадачами проведения Соревнований являются
Заместитель начальника Управления по развитию физической культуры, спорта и туризма Администрации города Екатеринбурга

Задачами iconДепартамента образования города москвы
В 2011 – 2012 учебном году дворец творчества детей и молодежи «Преображенский» работал над следующими основными задачами

Задачами icon2. Задачами проведения Фестиваля являются
Фестиваль демонстрационных программ по айкидо (далее – Фестиваль) проводится в рамках календарного плана фаар

Задачами iconПлан работы муниципального бюджетного образовательного учреждения
В соответствии с Уставом учреждения и задачами, поставленными на учебный год, педагогический коллектив школы осуществлял деятельность...

Задачами iconЗадачами воспитательной работы являются
«Воспитание великое дело им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности,...

Задачами iconЗадачами спортивного клуба является
Общее педагогическое руководство деятельностью спортивного клуба школы осуществляет

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Спорт


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
sport-reporter.ru
sport-reporter.ruПоиск