Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс)




Скачать 121,66 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока по истории России XX века (11 класс)
Дата публикации06.10.2014
Размер121,66 Kb.
ТипУрок
sport-reporter.ru > История > Урок




Мигунова Галина Моисеевна

учитель истории и обществознания

МОУ «Гимназия №3»

г. Юбилейного

Московской области


Методическая разработка урока по истории России XX века

(11 класс)
Тема урока: История, трагедия и слава русского зарубежья

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о феномене русского зарубежья

  • Раскрыть причины, этапы и смысл эмиграции, её вклад в развитие мировой культуры

  • Показать драматизм этого явления через конкретные человеческие судьбы

  • Доказать неразрывную связь эмигрантов с покинутой родиной

  • Способствовать осознанию учащимися необходимости задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и преемственности в истории

Оборудование урока: компьютер, диск-папка «Эмиграция», запись полонеза Огинского «Прощание с Родиной», песня А.Малинина «Белое на синем», карта мира, опорный конспект, тексты документов, презентация к уроку.

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения урока: защита проекта газеты «Русское зарубежье»

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

План

  1. Из истории эмиграции

  2. Этапы российская эмиграция ХХ века

  3. Феномен первого этапа эмиграции ХХ века

а) причины

б) состав

в) выполнение миссии эмигрантами

4. Сменовеховство

5. Оценка первого этапа российской эмиграции

Понятийный минимум:

Эмиграция - вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам (белая или антибольшевистская)

Депортация - (лат. – вывоз); высылка из государства или переселение на новое местожительство как мера уголовного или административного наказания

Диаспора - люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины (именно это и составляет понятие «Зарубежная Россия или Российское зарубежье»); уникальность её заключается в том, что из трёх составляющих государственности – народа, территории и власти - она имеет только народ, пыталась создать территорию и напрочь была лишена власти.

Беженец - человек, оставивший место своего жительства, вследствие какого-то бедствия.

Апатриды - (неимеющий Родины-гр.), лица, не имеющие гражданства.

Нансеновские паспорта – временное удостоверение личности, введённые для апатридов и беженцев Лигой Наций в 20-е годы на основании специальных Женевских соглашений по инициативе известного норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена, основателя науки океанография.

РОВС - Русский общевоинский союз - организация, объединявшая русские эмигрантские военные и военно-морские организации и союзы во всех странах в 1924- 1940г.г. Печатный орган «Часовой» с 1929г.

Миссия - (лат. отправление, посылка); ответственная роль, высокое предназначение кого-либо, чего-либо… Поручение, задание…

Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину

«Философский пароход» - своеобразный символ репрессий 1922 года; определение иррациональной (неразумной, философское понятие - не постигаемое разумом) депортации интеллектуального потенциала государства, "операция" против инакомыслящих представляла собой не одномоментное действие, а серию последовательных акций.

Опорный конспект



Начало урока: 1991 г. А. Пахмутова и Н. Добронравов написали песню «Остаюсь» (зачитываются три куплета):

Вот пришло письмо издалека,
Где живут богато и свободно.
Пусть судьба страны моей горька,
Остаюсь с обманутым народом.
Пусть судьба печальна и горька.

Мы — изгои в собственной стране,
Не поймём, кто мы, откуда родом.
Друг далёкий, вспомни обо мне —
Остаюсь с обманутым народом.
Друг далёкий, вспомни обо мне.

Слышен звон чужих монастырей:
Снова мы себя переиначим.
На обломках Родины моей

Вместе соберёмся и поплачем,
На обломках Родины моей.

……………………………

Не зови в дорогу, не зови.
Верой мы сильны, а не исходом.
Не моли о счастье и любви —
Остаюсь с обманутым народом.

Не зови в дорогу, не зови.

Судьба ни один раз испытывала нашу страну, но более трагичным был ХХ век. Век, в который приходилось себя «переиначивать» и перед многими стоял тяжёлый выбор: оставаться на Родине или искать счастья за рубежом.

Периодизация формирования российской эмиграции после 1917 г.:

Первая волна» 1917-1930 г.г. (эмиграция времён Гражданской войны и первых послереволюционных лет)

Вторая волна: Перемещенные лица и РОА (после 1945г.) - эмиграция последних лет Второй мировой войны

"Третья волна" (1970-е -1980-е гг.) - эмиграция застойных лет

"Четвертая волна" (после 1991 г.) - эмиграция развала СССР


Наш разговор о первой волне эмиграции. Тема урока «История, трагедия и слава русского зарубежья». Барьер замалчивания этого огромного пласта русской истории уже преодолён в 90-е годы, но единого ответа на вопрос, какое место в судьбе России занимает феномен эмиграции ещё нет. Есть несколько точек зрения, которые базируются на различных оценках истории нашей страны в XХ век.

  1. Историческая литература советского времени (культура эмиграции – контркультура, однозначно враждебная советской власти и родине; эта традиция сформировалась в 20-е г.г. и имела аналогичные точки зрения в эмигрантской среде).

  1. Убеждённость эмигрантов - «настоящая» только культура эмиграции - поскольку в новой советской России нет политических и гражданских свобод, то всякая свободная духовная жизнь невозможна, а идеологизированная культура не может называться духовной.

  1. «Сменовеховцы», «парижские кадеты» и др. группы – пытались понять и принять перемены в России, искали точки соприкосновения русского «духа» в новой России и в России, ушедшей за рубеж.


У этих точек зрения, зеркально перевёрнутых относительно друг друга, одно общее - отсутствие диалога, слепота непримиримости.

Что же это за исторический феномен- русская эмиграция после революционной катастрофы 1917 г.???

Звучит музыка Огинского «Прощание с Родиной» - эта музыка уже многие десятилетия является символом незабываемой печали и ностальгии. На фоне музыки – «уплывают» фотографии (А.Гофман, А. Вертинский (певцы), Анна Павлова (балерина), Михаил Чехов (актер), А.Куприн, А.Толстой, М.Горький (писатели) М.Цветаева (поэтесса), С. Прокофьев (композитор), Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, Л.Шестов, Н.Лосский, П.Сорокин, С. Франк, П.А. Флоренский, Л.П.Карсавин, М.М. Карповичи др. (философы), К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д.Мережковский, И. Северянин, Саша Чёрный, К.Коровин, С.Рахманинов, К.Малевич. В.Кандинский и др. Фёдор Шаляпин - первый Народный артист РСФСРН. В. Устрялов, Ф.И. Шаляпин., С.В.Рахманинов, И.А.Бунин, М.И.Цветаева, П.Н.Милюков - учёный историк, А.И. Гучков – предприниматель и политический деятель, П.Н.Врангель - барон, генерал от кавалерии, А.И. Деникин - генерал-лейтенант, Александр Александрович Алёхин – великий русский шахматист, непобеждённый чемпион мир).
Разные люди. Но что их объединяет? В чём схожесть их судеб?
Вихри Октябрьской революции и Гражданской войны сорвали людей с их родных мест и, словно листья, разметали по свету.

Листья - судьбы разных людей, по-разному сложившиеся, но схожие в одном - они оторвались от своих корней: корни остались в России. Оторванная от родной почвы физически, оказавшись в изгнании, эмигрантская интеллигенция душой и сердцем оставалась с Россией.

Чтобы понять эту тему, ощутить весь драматизм изучаемых событий, нам предстоит мысленно перенестись в мир русского зарубежья и посмотреть на него глазами людей, переживших расставание с Россией. О чём они могли бы нам рассказать? Представим себе, что мы журналисты и наша задача донести до читателя события, которые им пришлось пережить, историю их жизни. Мы работаем над проектом газеты «Эхо» (газета русского зарубежья или «России №2»).
Рубрики:

  1. Как они покидали родину? (о «Галлиполийском сидении»; о «философском пароходе»)

  2. Горький хлеб чужбины (трудности, с которыми столкнулись эмигранты)

  3. Человеческие судьбы (Ф. Шаляпин)

  4. Культурная жизнь (основные направления)

  5. Сменовеховство

  6. Символ русского зарубежья (А.С. Пушкин)

По первому вопросу сообщения учащихся, результат обсуждения вопроса - составление таблицы.

Эмиграция 20-х г.г. сложилась из трёх разнородных, разновременных слоёв:
Первый слой
самый немногочисленный - дипломаты, предприниматели, которые в 1917 г., либо жили, либо работали за рубежом и остались там, надеясь пережить лихолетье. Здесь же артисты, которые были на гастролях за границей, русские студенты и учёные в европейских университетах.

Второй слой

самый драматический и трагический: группы беженцев и белогвардейцев, которым пришлось покинуть родину в 1919-1920 г.г. Главное событие этого периода стала крымская катастрофа ноября 1920г. Последний клочок родной земли покинули тогда на кораблях своих союзников сразу 150-160 тыс. человек («Галлиполийское сидение» в Турции - фотография, Песня Малинина «Белое на синем»).

Третий слой

складывался из интеллигенции и вообще гражданской образованной публики с 1920 г. Часть представителей этого слоя уезжала в Европу с отступавшими белыми армиями. Центральным событием, определившим психологический настрой и состав этой «культурной эмиграции», была печально известная и позорно знаменитая высылка интеллигенции в августе - сентябре 1922.г. (о философском пароходе – 161 чел) Это интеллектуальная элита России: историки, философы, литераторы, журналисты. Для Советской власти эти люди были незначительными деятелями науки и культуры; а для русской культуры за рубежом – щедрым даром Советского правительства. За рубежом они стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике (а Россия это потеряла). Но для самих высланных эта акция стала моральной и политической пощёчиной, общей и личной драмой.

Один их инициаторов высылки был Троцкий, цинично пояснявший. Что этой акцией советская власть спасает их от расстрела - согласны?
Вопрос классу:
Почему же покидали Россию наши соотечественники в 20-е годы? Не было стержня? Не было надежды? Состав эмигрантов? Центры расселения?
(Закрепление информации при составлении таблицы)
Причины эмиграции
Состав эмиграции
Центры расселения эмиграции
Политические мотивы, невыносимые бытовые условия, стремление следовать за ближними и друзьями, невозможность заниматься своей профессиональной деятельностью и т.д. Кто-то выезжал, чтобы спасти имущество, а кто-то – чтобы спасти жизнь.
Кого-то высылали насильно.
Предприниматели, помещики, деятели культуры, военные, казаки, служители церкви, политические деятели.
Париж. Берлин, Прага, Белград, София, Константинополь. Польша, Литва, Латвия, Эстония. Русским городом был город Харбин.

Первая столица эмиграции – Германия, затем Париж, затем – Прага (русская послереволюционная эмиграция была представлена по подсчётам бывшего лидера кадетов П.Н.Милюкова в 25 странах).
В Париже – создавались ведущие политические объединения, Берлин стал литературной столицей, Прага - главным университетским городом русского зарубежья.

Второй вопрос.

С какими же проблемами каждодневно сталкивались в эмиграции наши соотечественники? Сформулируйте круг проблем, стоящих перед русской эмиграцией в 20-е годы в зарубежных странах. Какие на ваш взгляд, являлись наиболее острыми? От чего зависело их решение?

Ответы учащихся (физического выживания: продовольствие, одежда, трудоустройство, место жительства; морально-психологические испытания, проблемы правовой защиты и т.д.).

Примеры - с колоссальными сложностями они могли получить справку беженца, дающую слабую надежду на возможность найти работу. Бывшие генералы, князья, многие представители интеллигенции стали беженцами, не брезговавшими никакой работой, устраивались работать таксистами в европейских городах, а уехавшие в южную Америку - рубили лес, корчевали пни. Трудились на тростниковых плантациях.

«Уехав из России, я потерял желание сочинять («как же сочинять, если нет мелодии! Если я давно уже не слышал, как шелестит рожь, как шумят берёзы») Лишившись родины. Я потерял самого себя». С.В.Рахманинов.

Русскую зарубежную прозу еще как-то переводили, но русские поэты практически не были нужны никому, кроме самих эмигрантов. Огромные трудности с переводами, с невостребованностью европейской публикой замыкали русскую эмигрантскую поэзию внутри русской диаспоры и лишали ее будущего. Осознание тупика в своей литературной судьбе горше и острее звучит именно у молодых поэтов. Один из новых писателей 30-х гг. В. Варшавский, автор крылатого выражения тех лет - «незамеченное поколение», - приводит слова писателя А. Алферова на одном из собраний: «Наше поколение… не может утешить себя даже прошлым: у нас нет прошлого…». Они скорее, чем писатели старшего поколения, осознали страшную истину: им в Россию не вернуться никогда. Стихотворение Г.В. Иванова «Когда мы в Россию вернемся» заканчивается горькими строками:

Пора собираться. Светает.

Пора бы и двигаться в путь.

Две медных монеты на веки,

Скрещенные руки на грудь.

По третьему вопросу (на примере судьбы Ф.Шаляпина)

Несмотря на все издержки жизни в изгнании, эмиграция думала о будущем. Своим детям они стремились привить всё русское, воспитать их для будущей России. Уникальность сложившейся ситуации состояла в том, что не было государства, на было своего правительства, не было экономики, не было политики - а культура была.

Четвёртый вопрос.

Главным признаком принадлежности к ушедшей России являлся русский язык - наиболее действенный способ сохранения и передачи культурных традиций. Было создано столько чисто русских учреждений, что можно было родиться, учиться, жениться,  работать и умереть, не сказав  ни слова по-французски. Среди эмигрантов даже бытовала такая шутка: «Хороший город Париж, только французов здесь много».

Направления и формы культурной жизни (по ходу ответов учащихся заполняется таблица):

Создание литературных салонов, кружков, клубов

Издательское дело

Создание культурно-просветительских и учебных заведений.

Пятый вопрос.

«Смена вех». Прага. 1921 г. «Трудно любить Россию красную от пожара и крови, но иного пути нет для русского» - лейтмотив сборника. Ю.В.Ключников, Н.В.Устрялов, А.В. Бобрищев - Пушкин, С.С. Лукьянов, С.С.Чахотин, Ю.Н.Потехин. Многолетний спор, который вела интеллигенция с властью, закончен. Причины???

Шестой вопрос.

Культовой фигурой, символом потерянной России стал А.С.Пушкин. Имя Пушкина оказалось тем центром, вокруг которого могла объединиться вся зарубежная Россия, оставив в стороне политические и идейные разногласия. Ключевым моментом культурного единения «России № 2» можно считать превращение в традицию празднование для рождения А.С. Пушкина как национального праздника, как «единственного торжества, объединяющего все рассеяние, всю Зарубежную Россию». Впервые праздник отмечался в Эстонии в 1924 г. как «День русского просвещения» и был посвящен 125-летию со дня рождения поэта. Собирательный, интегрирующий статус праздника определился с самого начала. Поэт рассматривался не в качестве далекого события или формального символа, а как реальная опора для сегодняшнего существовании эмиграции в целом и каждого изгнанника в отдельности.

Самым грандиозным стал Пушкинский праздник 1937 г., в год 100-летия гибели поэта. Готовиться к нему начали еще с 1935 г., когда был образован специальный «Пушкинский комитет». В него вошли самые известные представители культуры зарубежья и наиболее влиятельные общественные деятели (А.В. Карташев, В.Л. Бурцев, П.Б. Струве, князь П.В. Долгоруков). Председателем комитета стал В.А. Маклаков, его заместителями - историк культуры, лидер кадетов П.Н. Милюков, писатель и Нобелевский лауреат И.А. Бунин. Их усилиями было принято специальное обращение ко всей эмиграции с призывом объединиться, едва ли не последняя попытка консолидации Зарубежной России. Во многих городах Европы, где жили русские, также были созданы Пушкинские комитеты.

Юбилейные торжества в честь Пушкина стали последним усилием культуры русской эмиграции первой волны. Уходили старики, которые помнили старую Россию. А вместе с ними ушла надежда вернуться. Молодым предстояло прижиться на чужбине: учить чужой язык и усваивать обычаи другой страны. Миссия сохранения русской культуры исчерпала себя, уступив место задаче адаптации. Остаткам Серебряного века предстояло войти в европейскую культуру, обогатив ее.

В конце урока вывешивается газета «Эхо» (газета русского зарубежья), выпущенная учащимися на основе материала урока.

Закрепление материала: обращение к опорному конспекту, оценки эмиграции первой волны, феномен «белой», «антибольшевистской» эмиграции, терминология.

Домашняя работа:

Сочинение – эссе «У человека должна быть Родина. Когда я узнаю о людях, добровольно покидающих её, мне всегда их искренне жаль, потому что я знаю, какую страшную ошибку они совершают. Может быть, там, за кордоном, они преуспевают материально, но счастливыми не будут никогда. Счастье даёт только Родина» (Б.Г.Старк - протеиерей, сын царского адмирала, эмигрировал после Гражданской войны во Францию. Вернулся в 1952 г.).
Используемая литература:

1. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы //Издательство «ВАКО», серия: Мастерская историка, 2009

2. Кирилов В.В.,Чернова М.Н.. ШКОЛЬНЫЙ УРОК. История России. Поурочные методические разработки. 11 класс // Издательство «Эксмо»,2006

3. Короткова, М. В. История России XX в.: дидактические материалы / М. В. Коротко М.: Дрофа, 2002;

4.Кувшинов В.А., Пронкин С.В., Соловьёв К.А. История России: учебное пособие. М.: издательство МГУ, 2003

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) iconМетодическая разработка внеклассного
Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально культурные ценности, но и в первую очередь, люди,...

Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) iconРабочая программа по истории 9 класс
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089; примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и...

Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира (5 класс) Статус документа
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) iconТематическое планирование 11 класс(девочки) Тема урока Тип урока
Низкий старт. Стартовый разгон. Бег по дистанции. Эстафетный бег. Специально беговые упражнения(сбу). Развитие скоростных качеств....

Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) iconМетодическая разработка по теме: «История лыжного спорта»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) iconБеккио Ж., Росси Э. Б 42 Гипноз XXI века
Б 42 Гипноз XXI века — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 106)

Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) iconМетодическая разработка классного часа Тема : «Быстрее, выше, сильнее»
Создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с проведением Олимпиад

Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) iconМетодическая разработка мастер-класса Муниципальное бюджетное образовательное...
Организация совместной творческой деятельности детей и родителей важный аспект в работе руководителя детского объединения. Данный...

Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) iconМетодическая разработка «Выше, быстрее, Сильнее»
Большое значение для развития силы волейболиста имеет его умение напрягать и сокращать мышцы с большой силой, что в известной степени...

Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) iconАнализ спортивно- массовых мероприятий 2012-2013 учебный год
Кузбасса. /Курачёва Карина 3 класс, (1 ступень); Тарабанова Вика 5 класс, Раджабов Нигматулло5 класс, Маркин Артём 4 класс, Уломасова...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Спорт


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
sport-reporter.ru
sport-reporter.ruПоиск