Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»




НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
Дата публикации28.09.2014
Размер180 Kb.
ТипПояснительная записка
sport-reporter.ru > Право > Пояснительная записка


Пояснительная записка
Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования РФ, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Выбор обусловлен культурологической направленностью базовой программы, обеспечивающей преемственность предмета изобразительное искусство и предмета мировая художественная культура.

Нормативно-правовые документы для адаптированных образовательных программ домашнего обучения.

Адаптированная образовательная программа для получения основного общего образования на дому составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • с Конституцией Российской Федерации;

  • со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  • с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;

  • со ст.41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями;

  • с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями;

  • с Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

  • со ст. 17 Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

  • с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 г. № 1232-ПП «Об утверждении Порядка организации общего образования детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов на дому и компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели»;

  • с Типовым положением об общеобразовательном учреждении;

  • с п.п. 3.6, 4.3, 4.8, 4.12.10 Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция).



5 класс

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

  • Цели изучения курса: изучение группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства; освоение современных форм бытования народного искусства – традиционных народных художественных промыслов России; приобщение детей к классическому декоративному искусству; знакомство с современным декоративно-прикладным искусством. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции.

  • Формой проведения занятий по программе является урок.

  • Урок состоит из:

  • - введения в тему занятия;

  • -восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

  • - созидательной творческой практической деятельности ученика по той же теме;

  • - обобщения и обсуждения итогов урока.

  • Программа 5-го класса предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

  • Применяются 2 формы коллективных работ: работа по группам, и индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый учащийся выполняет часть для общего панно или постройки.

  • От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.




  • Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговых творческих заданий после изучения каждой темы.

  • Данная программа изучается в объёме 34часов в год, 1 час в неделю, как по базисному плану, так и по учебному плану ОУ.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 класс

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 ч)

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).
Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности.

Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Древние корни народного искусства (8 ч)

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Связь времен в народном искусстве (8 ч)

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов произведениях народных художественных промыслов.

Декор — человек, общество, время (12 ч)

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

Декоративное искусство в современном мире (7 ч)

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.




5 класс

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Развёрнутый тематический план

С

роки



п/п

Название учебной темы

Кол-во часов

Тип урока

Основные элементы содержания темы

Задание на уроке

Материалы

Оборудование для урока

Домашние задания

Формы контроля освоения ГОС




Связь времён в народном искусстве (8 ч.)

9

-

10

Древние образы в современных народных игрушках

2

Освоение новых знаний

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и др. местных форм игрушек.

Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

  • Пластилин или глина,

  • стеки,

  • подставка для лепки,

  • водоэмульсионная краска для грунтовки,

  • гуашь и тонкие кисти для росписи

  • Наборы слайдов «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка,

  • Диафильмы «Волшебный мир народной игрушки»,

  • Таблицы с примерами основных элементов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов

  • Весёлая народная музыка, Р. Щедрин, озорные частушки







11

Искусство Гжели.

1

Освоение новых знаний

Из истории развития гжельскй керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм. Единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи : сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приёмов письма

  • Белая бумага,

  • ножницы,

  • клей, акварель,

  • большие и маленькие кисти

  • Набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели

  • Стихи о гжельской керамики










12

Городецкая роспись

1

Освоение новых знаний

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов

  • Гуашь,

  • большие и маленькие кисти,

  • тонированная под дерево бумага

  • Слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца










13-14

Хохлома

1

Освоение новых знаний

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента последовательность его выполнения.

Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина»

Изображение формы пердмета и украшении его травным орнаментом в последовательности, определённой народной традицией (наводка стебля – криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки).

  • Гуашь,

  • большие и маленькие кисти,

  • тонированная охрой бумага

  • Слайды, репродукции, таблицы с изображением хохломскойпосуды и фрагментов росписи;

  • Подлинная хохломская посуда;

  • Изображение цветов, трав, ягод.










15

Жостово. Роспись по металлу.

1

Освоение новых знаний

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные иивидуально фрагменты росписи затем компонуются на чёрном поле крупных подносов.

  • Гуашь,

  • большие и маленькие кисти,

  • белая бумага

  • Слайды, репродукции, таблицы с изображением жостовских подносов и фрагментов росписи

  • Подлинные жостовские подносы

  • Изображение цветов










16

Искусство керамики

Истоки и современное развитие.

1

Освоение новых знаний

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: подмалёвок, прокладка, чертёжка, привязка. Виртуозный круговой мазок круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Выполнение фрагмента тагильской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные иивидуально фрагменты росписи затем компонуются на чёрном поле крупных подносов

  • Гуашь,

  • большие и маленькие кисти,

  • белая бумага

  • Слайды, репродукции, таблицы с изображением тагильских подносов и фрагментов росписи

  • Подлинные тагильские подносы

  • Изображение цветов










17

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

Освоение новых знаний

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Занимательная викторина.

Работа в поисковых группах

  • Работы учащихся, презентации,

  • клей,

  • ножницы

  • Выставка работ учащихся










Декор – человек, общество, время (12 ч.)




18

Зачем людям украшения

2

Освоение новых знаний

Все предметы ДПИ несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи.

Выполнение работы по выбору

  • Гуашь,

  • большие и маленькие кисти,

  • белая бумага

  • Примеры декоративного искусства разных времён и народов










19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2

Освоение новых знаний

Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.Символика цвета в украшениях.

1.Выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

2.Нанесение на пластину рисунка-узора и продавливание шариковой ручкой рельефа

  • Гуашь,

  • большие и маленькие кисти,

  • белая бумага,

  • клей

  • Образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции),

  • Таблицы с изображением

древнеегипетской символики

  • Мифы Древнего Египта










21-23

Одежда говорит о человеке

3

Освоение новых знаний

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе и его намерений, т.е. его роли.

Индивидуально-коллективная работа – создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах

  • Бумага белая,

  • кусочки ткани,

  • клей,

  • ножницы,

  • гуашь,

  • кисти



  • Слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определённой эпохе.










24-25

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

1

Освоение новых знаний

Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

Создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса, объединения

  • Белая и цветная бумага,

  • ножницы,

  • гуашь,

  • кисти,

  • клей

  • Изображение Средневековых гербов,

  • Гербы городов и стран












26-27

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

2

Освоение новых знаний

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб – как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Герб – как отличительный знак любого человеческого сообщества.

Создание проекта собственных символов для школы.

  • Белая и цветная бумага,

  • ножницы,

  • гуашь,

  • кисти,

  • клей

  • Изобразительный материал с примерами современных эмблем.










28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Освоение новых знаний

Итоговая игра-викторина

Работа в поисковых группах

  • Работы учащихся, презентации,

  • клей,

  • ножницы

  • Выставка работ учащихся










Декоративное искусство в современном мире (6 ч.)




29

Современное выставочное искусство

1

Освоение новых знаний

Многообразие материалов и техник современного ДПИ (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами ДПИ. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древних образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.

  • Цветные мелки,

  • тонированная бумага

  • Произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах,

  • Фотографии с изображением декоративных панно, выполненных по мотивам народного искусства.










30-34

Ты сам – мастер

5

Освоение новых знаний

Сначала выполняется «картон», т.е. эскиз будущей работы в натур. величину. Общая композиция делится на фрагменты(которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно.

Монтировка выставки. Подведение итогов.

Выполнение декоративной композиции.

Подготовка работ к выставке

  • Материал для выполнения выбирается самостоятельно

  • Работы учащихся за год







Требования Государственного стандарта к уровню подготовки выпускников по изобразительному искусству в 5-ом классе


  • В результате изучения изобразительного искусства в 5-ом классе учащийся должен:

  • знать/понимать:

  • - истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • - особенности уникального крестьянского искусства;

  • - семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • - несколько народных художественных промыслов России.

  • уметь:

  • - пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий;

  • - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён;

  • - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства;

  • - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Критерии оценок по изобразительному искусству

Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

    • учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами
для 5 класса общеобразовательных учреждений. В комплекты
входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.

УЧЕБНИКИ

Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под
редакцией Б. М. Неменского;

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Ра-
бочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

П. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-при-
кладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией
Б. М. Неменского;



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное...
«Изобразительное искусство» (1-7 кл.), разработанной авторским коллективом под руководством члена-корреспондента ран в. С. Кузина...

Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка Данная рабочая программа «Декоративно прикладное...
Мо РФ.; Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному...

Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПрограмма по предмету «Изобразительное искусство и художественный...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса разработана на основе авторской программы Просняковой Т. Н. «Художественный...

Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка в мбдоу детском саду №35 «Красная шапочка»
Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой,...

Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка в мдоу детском саду №44 «Ласточка»
«Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, рекомендованной...

Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Совхозная средняя общеобразовательная школа» п. Школьный, Кизлярского района,...

Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе : Примерной...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы М. З. Биболетовой,...

Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по учебной дисциплине «физическая культура»
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта (II) начального общего образования,...

Пояснительная записка Данная рабочая программа построена на основе программы, рекомендованной Министерством образования рф, Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» iconРабочая программа по предмету «Технология»
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Технология» (Обслуживающий труд) 7 класс 3


Спорт


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015

контакты
sport-reporter.ru
sport-reporter.ruПоиск